Интернет-приемная
ВФ НГЛУ - Владимирский филиал Нижегородского лингвистического университета - Евразийский лингвистический университет в г. Владимир
Владимирский филиал НГЛУ Нижегородского лингвистического университета им. Добролюбова | Евразийский лингвистический университет в г. Владимир
Главная INTER-CULTUR@L-NET Выпуск 07/2008 Гражданское образование в контексте глобальных проблем*

INTER-CULTUR@L-NET

Гражданское образование в контексте глобальных проблем*

 

Н.А. Мулина (Россия)

The author reveals some problems connected to the educational system of Russia at the context of globalization. For instance in the article a necessity of keeping a humanitarian component and a cultural aspect of the education when training various specialists are shown.

Мировой процесс глобализации имеет объективный естественно-исторический характер, но это обстоятельство не избавляет участников процесса от проблем. Одна из них связана с изменением прежней системы образования, принятием единых европейских стандартов подготовки специалистов.

Трудно не согласиться с тем, что глобализация – такая форма интернационализации общественной жизни, при которой роль главного доминирующего источника общественных богатств переходит от труда в его непосредственной форме к науке как непосредственной производительной силе. При этом происходит формирование неких планетарных структур, таких как: МВФ, ВТО, Всемирный Банк и др. Создается интернациональная элита, решающая проблемы мирового сообщества, которая делает человека «мобильным» и лишенным привязанности к какой-то одной культурной традиции или религии, происходит постепенное и неуклонное растворение специфики культур. Способен ли стать такой «атомарный индивид» основой стабильного, самовоспроизводящегося общества и полноценной культуры?

В эпоху ломки старых представлений об образовании неплохо было бы вспомнить образ «младенца, выплеснутого вместе с водой». Прямым следствием глобализации многие считают снижение духовного начала личности. С ростом образованности и накопления знаний идет и другой процесс – нарастание иррациональных представлений о мире, деинтеллектуализация общества. Происходит это за счет обращения к базовым инстинктам, к гедонистическим потребностям релаксации и развлечения.

Безусловно, образование представляет особый и чрезвычайно важный для успешной жизнедеятельности людей общественный институт, так как качественное образование выгодно не только отдельному человеку, но и социуму в целом. Миссия среднего, и особенно высшего образования заключается в подготовке интеллектуальных, творчески мыслящих и нравственно развитых людей. Однако происходящие на нынешнем этапе преобразования в российском обществе оказывают неоднозначное воздействие на образовательную сферу.


 

 


 

Стремясь сохранить основные принципы государственной политики в образовании: гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни, здоровья, свободы, развития личности, реформаторы создают стратегию образования, отвечающую демократическим принципам и соответствующему тренду, заданному европейским сообществом – Болонскому соглашению. При этом учитывается, что для создания высокоинтеллектуального информационного постиндустриального производства необходимо решить задачу интеграции жителей страны в постиндустриальный мир. В настоящее время в контексте социокультурной интеграции рассматривается личность, которой свойственны креативность, мобильность, системность восприятия. В западно-европейской модели целевой доминантой личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное становление личности будущего специалиста, приобщение его к профессиональной культуре. В российской же традиции принято было полагать, что функции вуза не ограничиваются подготовкой студента к профессиональной деятельности. Российскому образованию близка идея целостного воспитания, развитая философом-педагогом С.И. Гессеном, который рассматривал воспитание как многоплановый процесс и отмечал, что на духовно-культурном уровне воспитание означает приобщение к культурным ценностям, осуществляемое посредством образования. Воспитательная функция образования заключается в формировании гармоничной личности. Здесь важно рассматривать процесс обучения как процесс передачи исторически созданных культурных форм (методов обучения). Воспитательный процесс обеспечивает саморазвитие личности, ее «созвучность» ценностям и интересам общества. Образование и культура неотделимы – посредством образования человек овладевает культурой и образовывает себя (Г.В.Ф. Гегель). Общество, которое дорожит своими духовными традициями, не только позволяет образованию реализовать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для обогащения личности в процессе образования, выдвигая на первый план его развивающую «человекообразующую» функцию. Духовный мир человека не исчерпывается знаниями, и вуз выступает особым культурным пространством, приобщая формирующуюся личность не только к научным знаниям и практическим умениям, но и культуре отношений, взаимодействия, поведения.

В России образование всегда являлось, прежде всего, воплощением культурного образа жизни, а человек с университетским дипломом был больше, чем профессионал. С введением бакалавриата и магистратуры, с существенным сокращением часов, отведенных на изучение гуманитарных дисциплин, с повсеместной увлеченностью мультимедийными средствами обучения российское образование, как один из институтов формирования и поддержания духовной культуры, безусловно, потеряет.



*По материалам выступления на международном семинаре «Международная коммуникация: форматы времени» (см. рубрику PRESS-релиз-2008).


Наши контакты:
600036 г. Владимир, проспект Ленина, 73
Телефон/факс: (4922) 545-929, (4922) 432-943
Экспресс-справка (без выходных):
+7 (910) 171-97-40, luni-eurasia@mail.ru
Яндекс.Метрика
Все права защищены.
© Евразийский лингвистический университет, АНО ВПО
(Владимирский филиал НГЛУ до 01.09.2013 г.).
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"
Дизайн и разработка сайта
Интернет-студия LELI
Интернет студия LELI, разработка сайтов, раскрутка сайтов
2011-2018