Интернет-приемная
ВФ НГЛУ - Владимирский филиал Нижегородского лингвистического университета - Евразийский лингвистический университет в г. Владимир
Владимирский филиал НГЛУ Нижегородского лингвистического университета им. Добролюбова | Евразийский лингвистический университет в г. Владимир
Главная INTER-CULTUR@L-NET Выпуск 07/2008 Особенности жанра интервью на материале немецкой газеты «Bild»

INTER-CULTUR@L-NET

 Особенности жанра интервью
на материале немецкой газеты «BILD»

 

И.В. Юрченко (Россия)

This paper is devoted to one of the most popular modern journalistic genres: interview. This genre is studied by the example of the German tabloid “Bild”. An important part takes a description of yellow newspapers, which are powerful device of influence. In the paper are also described history, definitions, specific features and arts of the interview. The end of the paper devoted to peculiarities and themes of the interview in the tabloid “Bild”.

Средства массовой информации уже на протяжении долгого времени влияют на все стороны жизни общества, служат инструментом психологического воздействия на людей. «Появившись вначале как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание»1.

Газета – старейший вид СМИ, служащий источником информации с эпохи Возрождения и являющийся посредником между человеком и окружающим миром. Как специфический вид СМИ газета обычно характеризуется следующими чертами: всеобщая доступность; актуальность; универсальность; периодичность2.

Исследователи традиционно выделяют «качественную» и «желтую» (или «бульварную ») прессу3.

Желтая пресса специализируется на слухах, сплетнях, сенсациях, скандалах. Важная особенность «бульварной» прессы состоит в том, что новости зачастую выдумываются. Нередко пишущий пытается представить новость в негативном свете, сознательно сгущая краски и придумывая нелепые подробности.

В желтой прессе ключевую роль играет визуальная составляющая, фотографии. Это обусловлено тем, что аудитория качественных газет – как правило, «интеллектуалы», а аудитория бульварных газет – массовая публика, для которой важнее всего зрительные впечатления.

Сегодня именно желтые газеты составляют «рыночный сегмент», т.е. являются наиболее успешно продаваемыми. Этот факт объясняется тем, что сплетни и скандалы интригуют массы, а желтая пресса направлена на массовую публику.

С точки зрения немецкого исследователя СМИ Эриха Штрасснера, желтая газета «Bild» является самой популярной в Европе. При всей своей «желтизне», «Bild» – весьма авторитетное издание. С одной стороны, к мнению газеты прислушиваются ведущие политики Германии. Они знают, что их основной электорат читает «Bild» и борются за избирателя. «Bild» влияет на политическую и общественную жизнь ФРГ, ссорит политиков, провоцирует скандалы. С другой стороны, «Bild» – очень действенный инструмент влияния на массовое сознание4.

Однако среди интеллигенции преобладает отрицательное отношение к газете. Эрих Штрасснер писал: «Конечно, плохая журналистика существовала и до появления газеты «Bild», а жалобы на плохой язык газеты появились так же давно, как и сами газеты»5.

Одним из ключевых жанров современной журналистики является интервью. Этот жанр широко используется во всех видах печатных СМИ: начиная с «качественной » прессы и заканчивая «глянцевым» журналом и «желтой» газетой.

Интервью хорошо выявляет профессионализм журналиста, его коммуникационные способности, умение вести беседу и слушать.

В 1869 году нью-йоркская газета «Nation» охарактеризовала распространяющийся жанр интервью как «объединенный продукт, состоящий из блефа политика и блефа газетчика»6. Уже в 1884 году английская «Pall Mall Gazette» называла интервью «важнейшим достижением журналистики последних лет»7. Через некоторое время термин появился в немецком языке и быстро укоренился там.

В XIX веке в Европе и в США появляется массовая пресса. Развивается журналистика, направленная на новости, которые могли бы заинтриговать людей. Новые газеты более дешевые, соответственно, более доступные.

Одна из наиболее популярных версий возникновения интервью принадлежит шведскому журналисту и теоретику СМИ Нильсу Гуннару Нильсону. Он считает, что интервью возникло в XIX веке из полицейской сводки, когда на судебных процессах репортеры стали проводить беседы с обвиняемыми.

«На всем немецкоязычном пространстве интервью долгое время оставалось орудием политиков»8. Когда политик хотел сделать заявление для общественности, он приглашал журналиста и давал так называемое «интервью». Журналист не имел права задавать противоречивые вопросы и выступать с критикой. Он лишь составлял статью, состоявшую из цитат политика. Особенно ярко пропагандистская роль интервью проявилась во времена фашизма.

 

Интервью с бонзами национал-социализма превращались в своего рода гимны, а сами нацисты изображались как героические личности вселенского масштаба, призванные служить образцом нового типа человека.

В 1949 году в США стал выходить журнал «U.S. News& World Report». В каждом номере печатались интервью с известными политиками и экономистами. Посредством формы вопрос-ответ раскрывался способ мышления опрашиваемой личности; и это было новаторством.

По мнению известного немецкого теоретика СМИ Михаэля Халлера, слово «беседа» подразумевает бесцельный разговор и не подходит для определения интервью, так как в интервью речь идет о «целенаправленном опросе персоны»9. Таким образом, интервью является целенаправленным диалогом.

Другой немецкий исследователь, Вальтер ля Рош, полагает, что об интервью можно говорить только тогда, когда разговор как таковой распознается при публикации читающим, слушающим или зрителем.

Ля Рош выделяет 3 вида интервью: интервью «о факте» (короткая справка о предмете разговора), «персональное» интервью (дается портрет опрашиваемого), «интервью с точкой зрения» (выясняется отношение интервьюируемого к какой-либо проблеме).

«Интервью – самая сложная форма журналистской работы. Оно требует точной тематической подготовки, коммуникабельности, уверенности в себе, такта, энергии, целеустремленности и умения приспособиться к партнеру»10.

Михаэль Халлер также различает три вида интервью.

1. Интервью-поиск.

Интервью в этом смысле понимается как «инструмент приобретения информации в рамках поиска»11. Особенности характера опрашиваемого представляют второстепенный интерес.

2. Интервью-репортаж.

В данном случае речь идет не о разъяснении положения вещей, а о том, в каком свете представлена интервьюируемая личность.

Результат интервью – не только полученные высказывания, но и общее впечатление журналиста от своего собеседника.

3. Интервью как таковое (сформированное интервью).

Главный признак сформированного интервью – двойная производность высказывания. С одной стороны, происходит ориентация на то, что говорится. С другой стороны – на то, как осуществляются высказывания.

Еще один существенный признак состоит в том, что «интервью следует четким правилам коммуникативной ролевой игры»12. Самое важное правило состоит в том, что журналист определяет предмет интервью, направляет разговор в нужное русло. Важное место занимает мнение интервьюируемого.

Другая особенность интервью в печатных СМИ заключается «в отсутствии разрешенных и неразрешенных, правильных и неправильных вопросов»13.

«Журналисты печатных СМИ имеют возможность формировать интервью свободнее, чем их коллеги на радио: языковые навыки партнера не играют особой роли, звуковое окружение может мешать брать интервью, но не навредит ему при публикации»14. Это значительно расширяет выбор партнеров по интервью.

Одно из важнейших правил интервью в печатных СМИ гласит: «В печатных СМИ ситуация разговора не может быть ни реконструирована, ни смоделирована»15. Любое напечатанное интервью должно быть ясным, точным и наглядным.

Спектр тем для интервью в «Bild» крайне широк. Встречаются как «серьезные » интервью с политическими деятелями, которые с успехом могли быть опубликованы в «качественных» газетах, так и типичные для «желтой прессы» интервью с людьми из мира шоу-бизнеса. Для подобных интервью характерно грубое нарушение профессиональной этики и обилие провокационных вопросов – все то, что так привлекает массовую публику. Однако, «если бы коммуникация заключалась только в обмене „ожидаемыми результатами”, она превратилась бы в своеобразный механизм контроля, ограничивающий и сдерживающий возможности преобразования информации, циркулирующей в процессе общения. Следствием этого могла бы стать полная нивелировка человеческого сознания»16.

Таким образом, можно утверждать, что газета «Bild» полностью соответствует уровню современной журналистики своей тематикой, жанровым своеобразием и используемыми стилистическими приемами, когда «в пылу изобретательности снимаются этические и эстетические табу»17..

1. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003. С. 23.

2. Подробнее об этом.: Faulstich W. Grundwissen Medien. Munchen, 1994.

3. Подробнее об этом см.: Harald B. Mediensprache. Berlin, 2005.

4. Подробнее об этом.: Strassner E. „Bild" – Deutschlands modernste Zeitung. In: Hans J. Bucher, Erich Strassner. Mediensprache, Medienkommunikation, Medienkritik. Tübingen, 1991.

5. Там же (здесь и далее перевод наш. – И.Ю.).

6. Подробнее об этом.: Bleyer W. G. Main currents in the history of American journalism. Boston, 1927.

7. Heinrich, D. Das Interview. Düsseldorf, 1961. S. 71.

8. Haller, M. Das Interview. Ein Handbuch für Journalisten. Munchen, 1991. S. 26.

9. Там же. С?. 89–90.

10. Netzer, H.-J. Thesen über das Interview; in: Publizistik, Heft 1, Jahrgang 1970. S. 37.

11. Halle, М. Op. cit. S. 96.

12. Ecker, H.-P. Textform Interview. Düsseldorf, 1977. S.17.

13. Haller, M. Op. cit. S. 222.

14. Там же. С. 299–300.

15. Там же. С. 310.

16. Володина М.Н. Язык СМИ – особый язык социального взаимодействия // Язык СМИ как объект междисциплинарного
исследования. Ч. 2. М., 2004. С. 13.

17. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдения над речевой практикой масс-медиа. С-Пб., 1999. С. 21.


1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. С-Пб., 1999.

3. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М.Н. Володина. М., 2003; Ч. 2. М., 2004.

4. Bucher, H. J. Strassner, E. Mediensprache, Medienkommunikation, Medienkritik. Tübingen, 1991

5. Dittmar, H. Das Interview. Düsseldorf, 1961.

6. Duden. Das Herkunftwörterbuch. 2. Auflage. Mannheim, 2002.

7. Ecker, H.-P. Textform Interview. Düsseldorf, 1977.

8. Faulstich, W. Grundwissen Medien. München, 1994.

9. Haller, M. Das Interview. Ein Handbuch für Journalisten. München, 1991.

10. Netzer, H.-J. Thesen über das Interview; in: Publizistik, Heft 1, Jahrgang 1970.



Наши контакты:
600036 г. Владимир, проспект Ленина, 73
Телефон/факс: (4922) 545-929, (4922) 432-943
Экспресс-справка (без выходных):
+7 (910) 171-97-40, luni-eurasia@mail.ru
Яндекс.Метрика
Все права защищены.
© Евразийский лингвистический университет, АНО ВПО
(Владимирский филиал НГЛУ до 01.09.2013 г.).
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"
Дизайн и разработка сайта
Интернет-студия LELI
Интернет студия LELI, разработка сайтов, раскрутка сайтов
2011-2018